Внимание и память

Важность для нас какого-то события определяется нашей внутренней потребностью, нашей заинтересованностью, поставленной целью. Преобладающая в данный момент потребность руководит всем поведением. О. О. Ухтомский открыл принцип управления поведением, который назвал принципом доминанты. В соответствии с этим принципом, доминирующая потребность, поведение, связанное с ее удовлетворением, и одновременное притеснение рефлексов, которые мешают и отвлекают, мобилизируют всю энергию организма для достижения поставленной цели.

Внешним выражением доминанты является внимание — направленность всей нашей психической деятельности, сосредоточенность на важных для нас предметах и явлениях. Внимание может быть два видов: непроизвольная (когда не нужно больших усилий для того, чтобы удержать внимание на предмете, что нас интересует) и произвольная (внимание, которое нуждается в волевых усилиях для сознательно поставленной цели).

Основные свойства внимания — сосредоточенность и стойкость. Стойкость внимания постоянно колеблется. Для того, чтобы развить высокую стойкость внимания, необходимо учиться быстро переключать внимание, умело ее распределять, тренировать способность выделять наиболее важны детали и не замечать второстепенных.

Память — это запоминание, сохранение, со следующим воссозданием человеком ее опыта. Без памяти не может происходить учеба, мышление, не может выполняться ни один поведенческий навык. Любые события в жизни человека оставляют памятные следы, которые могут сохраняться в течение разного времени.

Различают кратковременную (секунды, минуты) и долговременную (месяцы, годы) память.

Процесс запоминания зависит:

  1. от степени эмоционального интереса человека к предмету или явлению;
  2. от уровня сосредоточенности человека на исследуемом предмете;
  3. от сознательного волевого намерения запомнить именно этот материал.

Существует два способа запоминания:

  • механическое;
  • осмысленное.

При механическом запоминании (то есть зазубривание) материал не сохраняется долго и человек не может применить свои знания на практике. Осмысленно запоминание материала дает возможность человеку пользоваться им в решении других жизненных заданий. Одним из важных условий запоминания есть повторение, которое должно быть осмысленным.