Язык и мышление

Человек отличается от животных языком и словесным мышлением, которые возникли благодаря трудовой деятельности и жизни в обществе. С помощью слов люди могут обмениваться мнениями, сознательно руководить своим поведением, согласовывая ее с другими людьми.

Для развития языка человека чрезвычайно важный первый год ее жизнь. Поскольку взрослые постоянно разговаривают с малышом (во время кормления, переодеваний и других действий), звуки человеческого языка сопровождают его от роду. Если сначала для новорожденного слова составляют лишь часть обстановки, которую он воспринимает, то вскоре, при повторении при тех же условиях, они становятся самостоятельными условными сигналами, которые предусматривают наступление той или другой ситуации. Сначала слово означает полностью конкретный предмет, лицо, явление, но постепенно происходят сложные процессы отвлечения и обобщения, в результате чего одно и то же слово может отображать большой круг предметов и явлений.

С 2-3 лет у ребенка быстро развивается словарный запас. Произношение слов основывается на звуковом, словесном наследовании. Особенную роль играет установление связи между вымолвленным словом и видом предмета и восприятием его на ощупь, потому активные действия ребенка по предметы имеют решающее влияние на развитие языка. Постепенно отдельные слова складываются во фразы, сначала простые, потом более сложные. В этот период активно развивается внутренний язык. До 5-7 лет дети овладевают начальными навыками чтения, письма, счета. Словесное мышление — это основа прогрессивного развития человечества, без него невозможно развитие науки и искусства.

Язык — важнейшее средство общения людей. Она помогает человеку стать полноправным членом общества. С помощью слов человек выражает свои мнения, приобретает новые знания, навыки, умения, и передает их. Язык и письменность дают возможность человеку завладеть опытом предыдущих поколений.